написал рецензию17 февраля 2025 13:32
Оценка книге:
3/10
99 франковФредерик Бегбедер

Тебе понадобилась масса времени, чтобы узнать, чего ты хочешь в этой жизни: одиночества, тишины, выпивки, книг, «дури», писательства и, изредка, красивой девки в постели – девки, которую ты потом никогда больше не увидишь.

На днях прочитал «99 франков» французского сочинителя Фредерика Бегбедера и, признаюсь, остался под впечатлением.

Такая потрясающая своей пустотой книга мне давно не попадалась. Автор – типичный модный «интеллектуал» с густой примесью нарциссизма и явно показной циничности. Пытаясь блистать (мнимой?) начитанностью, он к месту и не к месту набрасывает имена больших писателей, но сам вряд ли будет зачислен в их славную когорту (даже в лист ожидания не попадет).

Произведение оставляет после себя крайне неприятные ощущения банальной скуки, помноженной на легкие нотки почти физиологической (но совсем не сартровской) тошноты. Упоминая Селина и Буковски, неистовый Бегбедер будто бы даже пытается их неумело копировать, но на выходе получается какая-то жуткая профанация серьезной литературы.

Автор, вероятно, собирался обличить общество потребления и рекламную индустрию, но на самом деле занимается, скорее, их развитием и укреплением, исповедуя, как и они, максимально поверхностный и циничный подход. Стиль изложения, который, по замыслу Бегбедера, наверное, должен был выглядеть остроумным и провокационным, по факту представляет собой жалкий набор трюизмов, приправленный дешевым эпатажем.

Герои романа — карикатурные и одномерные, их поступки лишены логики, а диалоги неестественны и полны всевозможных клише. Обсуждать зияющие в сюжете дыры не вижу никакого смысла, их способен заметить даже первоклассник.

Сам Бегбедер, судя по тексту, слишком увлечен собственным имиджем "бунтаря" и "интеллектуала", что заставляет роман не столько критиковать общество, сколько демонстрировать нарциссизм своего создателя. Постоянные отсылки к поп-культуре, алкоголю и наркотикам не добавляют глубины, а лишь подчеркивают вторичность произведения.

Кроме того, книга сильно перегружена лишними подробностями и повторами, которые не развивают сюжет, а только искусственно растягивают текст. Идея, которая могла бы быть интересной или хотя бы полезной, теряется в потоке пустого трёпа и самолюбования автора.

В итоге «99 франков» — это типичный пример того, как попытка быть "против системы" превращается в примитивную и вполне мейнстримную историю, которая не оставляет после себя ничего, кроме ощущения напрасно потраченного времени и двух-трех цитат для «пацанских» пабликов. Одну такую я как раз и поместил в самом начале этой рецензии.

Максим (@masyama)17 февраля 2025 15:09

Убедительно!

Ответить

@masyama, накипело)

Ответить
написала рецензию19 февраля 2025 19:10
Оценка книге:
8/10
ВонгозероЯна Вагнер

Хочу начать с благодарности @jasa_anya за совет, данный в рамках игры «Книжные обещания». До этого я не читала книг на тему пост апокалипсического мира, они как - то не попадались мне на глаза. А книга Я. Вагнер «Вонгозеро» написана как раз на эту тему. Но самое интересное то, что автор придумала эту историю в 2011 году, когда об мировой эпидемии никто и не думал. Вот уж писательское пророчество!

Сюжет книги строится на событиях в России, жителей которой поразил неизведанный вирус. По началу никто особо не воспринимал его всерьез, все просто решили переждать, государство все решит, найдет вакцину, все войдет в свою колею. Но не сложилось у государства помочь своему народу – скорость распространения вируса превзошла все ожидания, люди мрут как мухи, в стране начинается паника.

Главные герои – простые российские обыватели, семейная пара Сергей и Анна, её сын Миша. О страшных последствиях эпидемии глаза им открывает отец Сергея, специально для этого прибывший из другого города. По сложившимся обстоятельствам им приходится объединиться с соседями и другом с женой, не забыл Сергей и свою бывшую жену с сыном. Вот такой разношерстной компанией они держат путь в Карелию на Вонгозеро, дабы переждать страшные времена.

Книга не блещет динамизмом, оно и понятно, от Подмосковья до Карелии путь не близкий, сплошное однообразие – дорога, дорога, компания боится каждой деревушки, каждой встречной машины, одна только мысль свербит в мозгах – хватило бы горючки доехать до конечного пункта. Все буквально на нервах, если по началу еще и было какое –то доверие к встречающимся людям, то после пары стычек, грозящих расправой, беглецы как затравленные звери бегут только вперед, боясь оглянуться. Картина страха, причем панического страха, безысходности, отчаяния переданы автором очень хорошо. Я помню весну 2020 года, когда у нас в стране ввели «удалёнку», но руководство нашей компании решило, что нечего работникам дома прохлаждаться и выбило разрешение на очную работу; и той весной в центре миллионного города, где до эпидемии перед началом рабочего дня не то что машину, самокат некуда было приткнуть, тогда было ошеломляюще пустынно и тихо, редкие прохожие шли по улицам и нелепо крутили головой по сторонам, пытаясь встретить хоть кого - то еще. В такие дни я чувствовала себя героиней плохого фильма про зомби, когда все попрятались, а я, типо, не в теме, иду себе, гуляю. Жутко, неприятно, просто брррр.

Книга очень психологична, особенно это высвечивается, когда тот или иной герой попадает в экстремальную ситуацию. Организм выбрасывает зашкаливающую порцию адреналина и шепчет хозяину: «Спасись, только спасись, несмотря ни на что выживи!». В такие моменты сознание человека отключается, и он совершенно равнодушно взирает на других людей, которые рядом с ним, при этом совершает поступки и мерзкие, и жестокие, и эгоистичные, и ошеломляющие. Но вот опасность миновала, и человек со включенным уже сознанием начинает анализировать и себя, и свои недавние действия/слова и ужасается, что он был близок к границе, отделяющей человека от зверя. И он удивляется сам себе – это был я? Да не мог я так поступить, я же человек, я же с вами, а вы со мной.

Как ни странно, но самая нервная, самая рефлексирующая героиня книги, рассказчица Аня у меня не вызвала сильного отторжения, хотя стонала и ныла она постоянно. Она после нескольких очень спокойных, беззаботных лет семейной жизни, когда, являясь центром внимания мужа, вдруг оказалась в таком апокалипсисе, в такой бестолковой сумятице, её, интроверта, просто привезли в набитый галдящими людьми большой зал и оставили с ними. Нервы натянулись, голова оквадратилась, слов нет, дыхания тоже, только мысли, мысли в голове. Вот в таком состоянии она и пребывает в этой «увлекательной» поездке.

Я не обратила особого внимания на какие - то нестыковки в книге, как на медицинские, так и на житейские. Мне просто было интересно –как же они все - таки доедут. И они доехали. Теперь почитаем как они будут все вместе жить.
#выполняю_обещание (1.2. Прочитать книгу с полки «хотелки» у @jasa_anya по её выбору)

Анна . (@jasa_anya)21 февраля 2025 7:21

Рада, что понравилось, а то выбирала практически наугад - теперь самой хочется быстрее прочитать книгу

Ответить
написала рецензию16 февраля 2025 18:52
Оценка книге:
3/10
Пришельцы ниоткудаФрансис Карсак

Надо начать с того, что фантастика – не мой жанр, не мой от слова «совсем». Мой оголтелый реализм – прагматизм никогда не давал мне шанса поверить во все эти НЛО, человечков, обжитые миры и прочее – прочее. Но с судьбой не поспоришь – выпала фантастика, пришлось читать. Книгу выбрала просто наугад, не зная толком ни автора, ни его творчество. «Пришельцы ниоткуда» французского писателя Ф. Карсака – это первая книга Трилогии Галактического Содружества. Формат книги – рассказ доктора Клэра, поведанный рассказчику месье Бори, о путешествии на другую планету.

Как же можно попасть на корабль инопланетян и улететь с ними далеко –далеко, на другую планету? Да очень просто – надо пойти в ближайший лес на охоту и случайно наткнуться на инопланетный корабль, который подбили зловредные земляне. Ни разу не испугавшись, руководствуясь исключительно клятвой Гиппократа, Клэр бросился оказывать первую помощь покалеченным существам. (Теперь я знаю, кому мы обязаны выражению «зелёные человечки»!). Тут же установив с пришельцами телепатическую связь, наш герой с жаром принялся за полный осмотр пришельцев и до восхода солнца трудился в поте лица, применив весь свой земной опыт. Сразу став своим среди человечков, Клэр успел осмотреть корабль, принести извинения пришельцам от имени планеты Земля за некорректное поведение землян и пообещал никому ничего не говорить. Да уж, серьезный подход к делу!

Ну, а дальше все пошло как по накатанной! Доктор Клэр опять приходит на выручку человечкам, предупредив их о грядущем нападении на них землян, и иссы берут его с собой на ксилл, чтобы увезти на свою планету. Ну, а дальше мы попадаем в фантастически сказочный мир планеты Элла. Разумеется, на ней нет войн, царит умиротворение, мир, любовь, красота природы и людей. Клэр просто полюбился мудрецам и жителям планеты, стал свои парнем и начал активно участвовать в жизни чужой, но уже такой родной планеты. Он как - то умудряется везде поспевать – ставить опыты в созданной для него лаборатории, изучать язык и историю иссов, обучается вождению на всевозможных летательных аппаратах, участвует в многочисленных экспедициях на другие планеты, да что планеты – галактики. А главное, чуть ли не возглавляет борьбу иссов и их компаньонов по межгалактическому пространству синзунов против врагов всего живого в космосе – мисликов. Вот они - то меня как раз и порадовали, по крайней мере, это было очень нестандартно. Почему - то у писателей – фантастов все инопланетяне очень однотипны – высокие, худые, зеленые, с выпученными глазами, длинными руками. А мислики – это просто железоникелевый слиток, но как они агрессивны, как безжалостны, как умело они гасят звезды в галактиках. И, конечно, наш «краснокровный» друг с Земли находит на них управу, ведь ему даже мислики нипочем! Борьба с ними разгорается не на жизнь, а на смерть.

Космическая сказка закончилась полным хэппи - эндом. Всеволод Клэр за свои подвиги получает в жены дочку великого Ур - шемона, и решает, «А ну её, эту Землю, поживу ка я на идеальной планете».

Для 1953 года, когда была написана книга, она может и была к месту, но сейчас выглядит очень наивной, детской, да и стиль автора желает лучшего. Зато, теперь я могу похвастаться – я читала космическую фантастику.
#библиополия (автор родился/жил/умер во Франции, либо действие книги происходит во Франции. Жанр - фантастика, 100+)

написала рецензию17 февраля 2025 18:37
Оценка книге:
10/10

Как же я люблю сказки! В детстве – самые простые, русские - народные, потом великолепные сказки Пушкина, сказки народов мира, сказки про животных, волшебные сказки, новеллистические, бытовые и сатирические, во взрослой жизни – это сказки про Гарри Поттера. И есть в сказочной среде великие сказочники – братья Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, А. С. Пушкин, Э. Гофман. Но сегодня поговорим о сказке братьев Гримм «Бременские музыканты».

Сказка, если так можно выразиться, аллегорическая. Её главные герои – домашние животные осёл, собака, кот и петух. Все они верой и правдой служили своим хозяевам, осёл таскал тяжести на мельнице, собака ловила живность в лесу на обед хозяину, кот истреблял мышей и крыс, ну, а петух просто весело пел по утрам. Но состарились животные, стали не нужны хозяевам, и решили они – зачем просто так их кормить, решили выгнать своих бывших помощников, а то и вовсе погубить. Сбежали тогда осел, пес, кот и петух, случайно встретились по дороге, да и решили объединиться, стали думу думать – как им дальше прожить.

Но самое интересное состоит в том, что взяли братья Гримм за основу для сказки реально существовавших в начале девятнадцатого века немецких музыкантов. Разорившиеся или просто не имеющие желания/умения вести крестьянское хозяйство, пожилые люди собирались в крупном немецком городе Бремени и потешали городскую публику песнями и исполнением на музыкальных инструментах нехитрых мелодий. Но писать про пожилых поющих крестьян было не интересно, и первая сказительница этой сказки Доротея Виманн заменила людей животными. И вот в таком виде сказку услышали братья Гримм, обработали и издали.

Сказка «Бременские музыканты» просто долгожительница, она очень полюбилась и детям, и взрослым. В знак признательности к обиженным людьми животным напротив ратуши в Бремени в 1951 году был поставлен памятник великолепной четверке. Все гости Бремена считают необходимым посетить площадь перед ратушей, посмотреть на героев сказки и обязательно потереть ноги ослу, ведь только тогда сбудется загаданное желание. А сколько было создано мультфильмов, мюзиклов, художественных фильмов по мотивам этой знаменитой истории. Ни одна сказка не может похвастаться таким длинным списком. Правда для этого пришлось добавить немного новых героев, но главные то остались – осел, собака, кот и петух. А еще осталась мораль – справедливость всегда должна побеждать зло и жадность.
#библиополия (Прочитать любое произведение немецкого автора в жанре сказка, <100 страниц)

написала рецензию22 февраля 2025 3:43
Оценка книге:
10/10

«Ах, Маи, в какой истории мы находимся! Это одна из самых лучших историй!»

Удивительное по красоте произведение, величественность которого, глубина и поэзия, тонкий психологизм и философская наполненность составляют непреходящий источник восхищения многогранным талантом Томаса Манна. Скупая на подробности ветхозаветная история о сыне Иакова Иосифе Египетском в переложении писателя обрастает бессчетным количеством деталей, расцвечивается множеством красок и оттенков и приобретает поистине эпический размах. Библейский миф обретает жизнь, и теперь и я, вслед за машинисткой Манна, набиравшей этот роман, могу сказать: «Ну вот, теперь хоть знаешь, как все это было на самом деле!»

Роман состоит из четырех книг, каждая из которых подробно рассказывает о жизни патриарха Иакова и его двенадцати сыновей, которые дали начало двенадцати коленам Израиля.

«Что было когда-то, происходило сейчас».

Роман пронизан идеями непрестанности и повторяемости, безвременья и одновременности прошлого, настоящего и будущего, условности «я» в пространстве архетипических образов. Эти идеи многократно иллюстрируются схожими сценариями в жизни разных героев этой истории, а также повторяющимися событиями на протяжении жизни одного и того же человека. Очевидные эти параллели не предполагают однако невозможности изменения устоявшихся схем поведения, и именно на этом материале строятся основные конфликты сюжета, и происходит нравственный рост персонажей.

Эти же события, с другой стороны, рассматриваются с точки зрения Божьего промысла, который не всегда легко разгадать. Испытания, которые могут показаться злым и несправедливым роком, оказываются в итоге необходимыми звеньями тех самых неисповедимых путей, ведущими к исполнению замысла Господа, и, в конечном счете, несут благо.

Вольное изложение библейских текстов - это всегда тонкий лед. Томас Манн рассказал эту историю бережно и с большим тактом, хотя и не без толики интеллигентного юмора. У Манна получился и философский роман, и глубоко религиозное произведение. Сам он считал «Иосифа и его братьев» самым лучшим своим творением, и мне трудно не согласиться с писателем. Интересна и история замысла романа, о которой Манн рассказывает в докладе «Иосиф и его братья».

Хорошо, что долгие годы я откладывала эту книгу. В другое время она не открылась бы мне. Прочитать ее нужно было именно теперь.
#прогулкипоистории (январь)

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт