"Невежество и грубая сила взяли верх над человеческим достоинством, над высокими устремлениями к знаниям и свободе! Вот что произошло после революции! – слышался взволнованный голос Гринберга. – Самомнение невежества победило, Василий Степанович, такой чистый и мощный порыв к лучшему был загублен, какого, может быть, и не было в истории людей!"
Трансполярная магистраль была задумана в эпоху Сталина как очередной масштабный проект, на который выделили бессчётное количество ресурсов, денег и человеческих жизней. Цена ему – в основном труд ГУЛАГовских лагерников, для многих из которых эта стройка стала последней, а результат – на фотографии выше. Со смертью Сталина магистраль оказалась никому не нужной и постепенно строительство сошло на нет. При жизни вождя не нашлось человека, который смог бы упрекнуть строительство в тяжелейших природных условиях бессмысленным с практической точки зрения. Воля вождя – закон. И вот, сквозь призму обломков, мы, читатели, можем разглядеть поломанные судьбы совершенно разных людей, свято верующих в идеи и в вождя или ненавидевших его, и прикоснуться к тому страшному времени.
В центре сюжета два противоположных героя. Интеллигент Горчаков, обреченный до конца жизни медленно погибать в лагерях, и капитан Белов, чья судьба стала неотрывно связанной с масштабной стройкой. Быт и нравы лагерников описаны по-шаламовски безнадежно и ужасно, но даже в такой остановке в закостенелых сердцах уже наполовину людей, но наполовину животных, просыпается любовь в сердце и еле теплящаяся надежда на лучшее будущее. В своем время великий психолог Виктор Франкл, который пережил немецкие концлагеря, говорил, что человек способен привыкнуть ко всему. Этот тезис наглядно демонстрирует автор сквозь призму жизни Горчакова и его перипетий судьбы.
Удивительные судьбы женщин в этом романе! Словно декабристские жены, они, то ли от большой любви, то ли от безрассудства, готовы сделать шаг в неизвестность сибирской, бурлящей как ночной Енисей, жизни, в поиске своих мужей и любимых, заплатив за это огромную цену.
С одной стороны, удивительно, как очередной большой роман об эпохе Сталина обрел успех, с другой – совершенно понятно. То время еще не до конца осмысленно сегодня, недаром начинают появляться все новые памятники Джугашвили в разных городах. Книга, в которую вложен баснословный труд, обязывает прочитать ее, честно посвятив время и усилия на «преодоление» этой истории. Я вижу, с одной стороны, справедливое негодование многих читателей о сложности чтения этого романа, но с другой, задумайтесь, все происходившее было совсем недавно, наши дедушки и бабушки, а у кого-то, матери и отцы, жили в тех условиях, были частью той эпохи. И конечно, мы, современники, несем на себе печать тех страшных времен. Говорить о том, что многие из сидевших в лагерях находились там не по своей воле, ни за что - бессмысленно. Это реалии системы, против которой шли только наивные дураки или чрезмерно смелые люди, только смутно представляющие, с чем они могут столкнуться.
Книга построена на архивных материалах и свидетельствах людей, которые были частью стройки. Это титаническая работа длиною почти в 10 лет нашла своего читателя, будучи выпущенной в неизвестном немосковском! издательстве, со временем получившая свои заслуженные награды. Все выверено до мелочей: начиная от речи героев и заканчивая нюансами морского дела.
Лично для меня одной из самых запоминающихся и страшных сцен стала та, где одна из героинь теряет еще маленького ребенка, который провалился под лед грандиозного, неподчиняющегося человеческим законам, Енисея. Эта река живет своей жизнью, и никакой Сталин или любой другой патриарх не сможет повлиять на природу. И невозможно передать чувство горя матери после потери ребенка, но благодаря таланту писателя мы можем прикоснуться к этим чувствам, «провалиться» вместе с ней за этой утратой. Поэтому чтение забирает много душевных сил.
Наша страна в 20 веке пережила много трагедий, и, наверно, «отметиной» и культурной особенностью того времени можно назвать защитный механизм людей того времени. Едва ли у народа были другие способы пережить то ужасное время, нежели как пить. Герои безбожно пьют как только представится случай. И осуждать их за это никак нельзя. Сохранить себя в постоянных условиях унижения человеческого достоинства очень сложно, и кто-то не справлялся и погибал в бездне, а кто-то держался на плову. С окончанием войны жизнь не стала лучше, и еще вчерашние фронтовики несправедливо гнили в лагерях, порой не понимая, за что на их долю выпала такая сложная судьба. Ведь как еще этой бесчинствующей системе совладать с народом-победителем.
всего 3% репрессированных
Нельзя обвинять только одного Сталина во всех страданиях людей, ведь система была выстроена на многих мерзких уродах, и таких мы обязательно, как читатели, встретим на страницах романа. Один из них, сотрудник КГБ, терроризирует заслуженных людей, извлекая личную выгоду, ломая судьбы сотен и сотен человек. К сожалению, время пройдет, но не все и всё будет расставлено по своим местам. Кого-то система перелопатит в своих жерновах, направляя главный аргумент «жесткой руки вождя» против них самих. Но кто-то сможет избежать наказания.
Вечная мерзлота стала метафорой несвободы, которая после смерти генералиссимуса никуда не делась. Травмы такого масштаба должны расхлебывать и переживать другие поколения. Об этом написана важная книга «Неудобное прошлое: Память о государственных преступлениях в России и других странах». Все, что не пережито и не осмысленно до конца, остается с нами и ждет своего времени – повезет, и мы до этого дойдем.
"Страна, живущая в бараках и впроголодь, строила грандиозное и никому не нужное. И делала вид, что гордится этим."
«Мне нравится, что вы больны не мной» — моё любимое стихотворение у Цветаевой. И, пожалуй, одно из самых лучших, что я вообще когда-либо читала о невзаимной любви.
В юности стих казался просто красивым и грустным. Позже видишь любовь женщины, которая не разрушает ни себя, ни другого. А узнав историю его создания, начинаешь понимать, что здесь - про уважение, про зрелость, про силу.
Цветаева написала эти строки в 1915 году. По словам её сестры Анастасии, адресатом был Маврикий Минц — жених, а позже и муж самой Анастасии. Он познакомился с Мариной, уже будучи помолвленным с её сестрой.
Может, между ними что-то и было, а может — только взгляды и догадки. Мы не узнаем правды. Но именно это стихотворение стало её личной точкой в истории, о которой они обе больше никогда не говорили. Остальное осталось за кадром.
И, может быть, поэтому оно так цепляет своей тишиной, своей мудростью, своей честностью. В этом стихотворении есть сила и она не в громких эмоциях, а в способности принять и отпустить.
#малолит 8) стих
#малолит(баллада)
Второй Гоголь
Вот, реально, в этой книге представлен довольно мистический и даже больше - страшный текст. Все равно, что Гоголь решил бы написать нечто в стихотворной форме.
В книге все начинается с гадания, где принимает участие девушка, по имени Светлана, которая ждет своего жениха. И вот, кажется, что все отлично, при страшном гадании она видит своего суженого, более того, жених вроде как приходит к ней и зовет сразу венчаться.
И девушку, на тот момент, не смущает скоротечность событий, что что-то пошло не так, она понимает, когда попав в нужную хижину видит гроб.
Автор нагнетает ситуацию, описывая явный ужас, когда показывается оживший мертвец, нечистая сила, готовая поглотить доверчивую Светлану. Но, собственно, девушка прибегает к единственному своему оружию - вере и молитве.
Собственно, конец у произведения удачный, который показывает, что морок и гадания - вещи, которым не стоит верить, и главное, что - вера в Бога побеждает многое.
Добавьте к этому прекрасный слог автора, отличные описательные образы. Однозначно, рекомендую данное произведение к прочтению.
#малолит(былина)
Странный текст
Собственно, если сказания о Илье Муромце или Алеше Поповиче известны, то вот о Святогоре-богатыре я практически ничего не читала, может потому, как былины о нем странные.
Прежде всего, нам показывают человека, который кичится своей физической силой, он, как и полагается богатырю отправляется путешествовать, дабы набираться опыта и демонстрировать себя.
Так, в пути, он встречает невзрачного мужичка с котомкой, Микулу Селяниновича, который преподносит ему урок, когда хваленный богатырь не может выполнить самое простое - поднять котомку. И данная былина показывает, что на каждого силача найдется нечто, что будет превосходить его.
Но если некое моралите было предсказуемо, то далее действия богатыря были для меня чем-то удивительным. Во-первых, он почему-то передает свою судьбу в руки незнакомого кузнеца, когда спрашивает на ком ему надо жениться.
Во-вторых, увидев своб потенциальную невесту в струпьях, вечно спящую и решил ее ....зарубить мечом, ну, чтобы не мучилась, видимо. В какой-то момент, он понимает, что не может убить беззащитного человека, просто оставляет девушки денег и убегая из хижины, теряет меч.
На счет денег, я могу поверить, но чтобы потерять свое основное оружие - это и правда довольно странно.
Естественно, что с девушкой все хорошо заканчивается, и счастье настигает сильного, но особо не дальновидного Святогора, короче - текст несколько наивен, местами вызывает вопросы, как впрочем и многое народное творчество, отчасти, читать можно.
#БК_2025(5. Книга от автора, который известен своей профессией вне литературы)
Забавно. Довольно долго думала, не зная, как лучше рассказать об этой книге. Мыслей было много, но собрать их в кучу, чтобы начать отзыв, совершенно не получалось, пока на помощь не пришла сама Диана Арбенина. Конечно, не лично. Это была строчка из её песни «Грустные люди»:
…я растаю на рассвете,
Подержи меня в секрете от всех…
Пусть пелось это о снеге, но меня просто поразило, как точно эти слова описывают сон. Он ведь тоже тает на рассвете! Да и потом, как по мне, сны порой бывают такими личными и неоднозначными, что их невольно хочется держать в секрете от всех. Наверное, в некоторой мере даже от себя самих.
Что же Диана Арбенина сделала в своей книге? Она поступила очень смело. Или глупо. Или и вовсе безрассудно. На протяжении целого года она записывала свои сны и пыталась сопоставить их событиями будущего дня. В итоге получился такой специфический сонник с авторскими картинками, пусть и не очень умелыми, но довольно забавными, к тому же помогающими лучше вникнуть в суть написанного и происходящего.
Возможно, всё было именно так. Но возможно просто от нечего делать Арбенина взяла и насочиняла ровно 366 странных, абсурдных и неоднозначных историй, которые и записала в этой книге. Как узнать, есть ли здесь хоть строчка истины? Или это всего лишь плод бурной фантазии, подпитанной алкоголем или куда более сильнодействующими средствами? Вопрос хороший, но безответный.
Читать и рассматривать всё это было любопытно и немного странно. Да и от чувства недоверия было трудно отделаться. Неужели и правда целый год изо дня в день?.. Я вот, например, далеко не все свои сны помню… Да и записывать всё – так утомительно. Словом, больше похоже на выдумку или затянувшуюся шутку, от которой хочется отмахнуться и поскорее забыть…
Но… Но! Иногда среди всех этих фраз и странных историй просачивалось нечто особенное. То была жизнь самого обычного человека или даже его душа, с поразительной откровенностью выставленная на всеобщее обозрение для потехи публики. Разные города, страны, места, люди… Всё мелькало в замысловатом калейдоскопе, не давая задержаться и сосредоточиться на чём-то одном. Словно читателю лишь намекнули, дали ключ. А как распорядиться им – полностью в его власти.
Не знаю, как вы, а я хочу поверить автору. И склонна воспринимать эту книгу как смелый эксперимент. Ведь храбрости Арбениной точно не занимать, о чём и поётся в упомянутой ранее песне:
Но я не боюсь — я вдыхаю тебя нежно,
Чтобы скоро безмятежно уснуть…
Если вы хотите запоминать сны, то их нужно как раз записывать каждый день) я несколько лет вела такой дневник, но публиковать его, конечно, не стала бы)
@ninashashkova, если я проснулась и помню сон, то уже его не забуду. Но вот если проснулась и не помню, что делать? ))
@beshenaia, в первую очередь нужно сформировать намерение запоминать сны) потом, когда с утра проснулись, не сразу вставать, а полежать и попытаться вспомнить. Возможно, что-то вспомнится. Ну и если вести дневник снов, то мозг настраивается на то, что сны важны и их хорошо бы помнить, поэтому сны начинают запоминаться лучше и становятся более яркие))
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.