Тяжело заподозрить Эдуарда Лимонова в симпатии к Советскому Союзу. В 1974 году эта страна отторгла молодого писателя как нечто инородное, враждебное – после неудачной попытки завербовать, сотрудники КГБ принудили его к эмиграции. Вернуться на родину он смог только после развала империи, в 1991 году. Так что говорить о любви Лимонова к СССР не приходится.
Тогда о чём же он это, с подчёркнуто больших букв, – «Великая Эпоха»? Ответ – о детстве. Каждый из нас был ребёнком и знает, что не существует для человека времени важнее и счастливее. Величие детства не поддаётся сомнению – вернуться в нежный возраст, хотя бы на короткое время – мечта, которой не суждено будет когда-либо осуществиться.
Повесть носит ярко автобиографический характер. Это слепок эпохи, в которой Эдичке выпало начать свой тернистый жизненный путь. На примере вполне обычной харьковской семьи глазами ребёнка показано жизнеустройство граждан Советского Союза, – людей, одержавших победу в самой страшной войне, которую когда-либо знавала мировая история. Исследуя код поведения советского гражданина, Лимонов говорит о нарочито будничных вещах – что ели в то время, когда в стране царил голод, когда хлеб выдавали порционно, а мясо и вовсе отсутствовало в рационе; как развлекались, как отмечали праздники; какую одежду было модно носить и откуда она появлялась в послевоенной стране; о технике и автотранспорте вывезенных в качестве трофеев из побеждённой Германии, или полученных в рамках ленд-лиза из США, и о многом другом.
С огромным пиететом автор знакомит нас со своим генеалогическим древом, спускаясь от листков к тем корням, о которых ему известно самому. Без зазрения совести достаёт пыльные скелеты из коммунальных шкафов – тайны своих родителей и окружавших его в детстве взрослых. Отождествляет ли себя взрослый писатель с тем ребёнком, которого он сделал главным героем своей повести – понять непросто. Какие-то эпизоды вспоминаются им с ностальгией, другие – возможно нехотя, скорее в угоду читателю.
Свою книгу Лимонов писал, проживая в Париже и имея на руках французский паспорт. Это то время, когда автор уже не скитался по Европе и Америке в поисках быстрых денег и непривередливых издателей. Его книги вызывали интерес во всём мире. Вкусная еда, женщины, деньги – всё это было. Но чего-то не хватало, раз он, сидя в своей унылой парижской квартире, предавался воспоминаниям о младенчестве в городе Дзержинске и раннем детстве, проведённом в харьковской военной коммуналке, расположенной на улице Красноармейская. Мне показалось, что для Лимонова, те образы ранних лет, которые засели в его памяти, и которые он полюбил так искренне, как полюбить может только ребёнок, – для него они, совершенно не поменявшиеся с течением долгого отсутствия писателя на родине, всё ещё существуют где-то там, в далёкой Стране Советов, в тех местах, где прошла его Великая Эпоха. Для него всё это по-прежнему живо.
Не люблю писать отрицательные рецензии, когда вроде бы и не скажешь, что роман - полная ерунда, но в то же время ничего другого сказать не получается. Немногие плюсы этой истории заключаются в оригинальности завязки и географической локации, благодаря чему можно получить кое-какие сведения о бедственном положении в Венесуэле в период очередного политического кризиса. На этом плюсы, пожалуй, заканчиваются.
Начало романа показалось недурственным. Главный герой Улисес разводится с женой и занимается исполнением последней воли почившего тестя: превратить в установленный срок его особняк в приют для собак. Тема актуальна как для Каракаса, где сбегающие из страны жители массово бросают своих питомцев, так и для самого покойного: своим детям он явно предпочитал четвероногих.
Дальше становится все плохо. Прежде всего производится попытка ввести в сюжет свежую любовную линию для главного героя - жена ведь уже бывшая, к тому же ее собственный отец отзывается о ней, как о сертифицированной гадюке. Попытка, на мой взгляд, провальная. Во-первых, потому что о любви много говорилось, но ее совершенно не чувствовалось. Во-вторых, потому что так описывать эротические сцены может подросток, который исступленно дрочит на порнушку, но не писатель. Ну и в-главных, потому что автор позволил себе сравнить сомнительную героиню этой связи с Клаудией Кардинале в роли Анжелики из «Леопарда». Чистое кощунство.
Потом становится еще хуже. Автор решает добавить интриги в сюжет, и намешивает чего ни попадя: вероломного адвоката, честного адвоката, ревнивого мужа, «Крестного отца», семейную драму, сиротскую драму, таинственного близнеца, сочинения Элизабет фон Арним, шифрованные заметки на полях переводов сочинений Элизабет фон Арним, портреты Боливара, кусок ошейника пса Боливара, потомков пса Боливара, немецкий след, расколовшийся вулкан, влюбленного садовника, канатную дорогу, столетнего смотрителя отеля, светящиеся глаза вещего кота, кладбище домашних животных, потайные ходы, исчезнувшую подлодку, зловещую Тойоту-Короллу, жестокое обращение с животными, этическое отношение к велосипедам. Я могу и дальше продолжить этот список, но, думаю, для понимания сумятицы в сюжете этого достаточно. При таком обилии развешанных ружей остается только удивляться, насколько вяло они постреливали (некоторые из них так и остались просто висеть).
Когда я уже захотела бросить читать этот труд, автор начал устранять надоевших ему самому персонажей, не забывая создавать тем самым обязательную драму для выживших. О, недолго осталось, подумала я и решила испить этот пресный яд до дна. Мне пришлось стать свидетелем разоблачений, выполненных в довольно незатейливой детской манере. Писатель обрубил, как топором, все долгозавязываемые прежде хитросплетения сюжета, объяснил, где плохие, где хорошие, почему плохие вели себя плохо, а хорошие хорошо. Чтобы не показаться совсем уж простым, он напоследок плюхнул капельку метафизики в амстердамское окно над книжным магазином. Потом все закончилось, и я искренне обрадовалась.
П.С. Любви к собакам, как и ко всем прочим, в этом собаколюбивом романе совсем не ощущается. А такая обложка симпатичная!
Одна суббота, которая должна была пройти в обычной беззаботной неге, начинается для нейрохирурга Генри Пероуна с катастрофического события, которое как будто бы задает тон всему дню. Почти свершившаяся на глазах Генри трагедия материализуется в этот день его личным кошмаром. По причудливой иронии в эту субботу в Лондоне проходит массовая демонстрация против войны в Ираке, и шествие пацифистов становится невольной причиной насилия, не сопоставимого по масштабам с войной, но весьма ощутимого для подвергшихся ему.
Роман Макьюэна интересен тем, что спустя годы, из будущего, можно отследить, чьи прогнозы относительно Ирака оказались верными. Я бы очень порадовалась, если бы сегодня «Суббота» выглядела всего лишь книгой-отпечатком конкретного исторического момента, фотографическим снимком точки на временной шкале, давно утратившем актуальность. К сожалению, и сейчас «Суббота» продолжает навевать отчетливые параллели с настоящим, в котором мы все живем.
Помимо глобальных тем, книга полна вечных экзистенциальных вопросов, над которыми рано или поздно начинает задумываться каждый. Стареющие родители, взрослеющие дети, болезни и смерть, апокалиптические мысли - тревога может накрыть подверженного ей человека по любому поводу. Генри Пероуна спасает работа. Именно предельная концентрация и осознание огромной ответственности заставляет врача по-настоящему находиться в «здесь и сейчас» и не думать ни о чем другом. Я раньше не рассматривала эту мысль именно в таком ключе, хотя и понимала, что увлеченная работа освобождает от тревог, а ведь Макьюэн абсолютно прав. То, что обычно предлагается достигать с помощью медитаций, само собой получается при выполнении работы, требующей напряжения любого вида. Развивая мысль, герой Макьюэна рассуждает на тему определяющей всю жизнь человека генетики, от физического и психического здоровья до особенностей характера и личностных качеств, что сводит на нет утопические идеи равных для всех возможностей. Максима «подними свой зад и добейся успеха» неприменима к бессчетному количеству людей просто в силу того, что они родились с такой комбинацией генов, которая никогда не позволит им этого сделать. Можно много спорить на этот счет, но я, пожалуй, соглашусь с автором. Если бы все было так просто, мир бы уже давно превратился в рай, населенный преуспевающими феноменами.
Хороший роман по содержанию, но не самый впечатляющий по исполнению. Если бы главным героем был не врач, то я бы, наверное, бросила эту книгу на полпути. Все вроде бы в ней на месте, но ужасно не хватает динамики, повествование излишне тягучее, и оттого теряется эмоциональный накал. Медицинские темы в любом случае меня увлекают, поэтому дочитала до конца и не жалею, потому что ближе к финишу роман дарит множество поводов для качественной рефлексии.
Уж очень медленно я преодолеваю эту гору – серию про Эраста Фандорина. Меня постоянно что - то отвлекает – то собственная лень, то игры, которые предлагает сайт (к играм претензии нет – все очень интересные и содержательные). Но усилием воли, побеждающей лень, я доползла до предпоследней книги Б. Акунина «Планета вода». Книга очень своеобразная, этакий сборник несовместимого, который вызвал у меня различные ассоциации. Состоит книга из трех совершенно разных романов и отношение у меня к ним тоже совершенно разное.
«Планета Вода» сразу припомнил мне Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой», но если от «сказочника» Ж. Верна этот сюжет воспринимался вполне нормально для девятнадцатого века, то Акунин как - то насмешил меня сюжетом. Меня не покидало чувство, что автор просто не знал, в какую же еще среду поместить своего героя и решил построить для него подводный город, нет, целое подводное мини – государство. Итак, Эраст Петрович изрядно подустав от всех преступлений мира, решил отдохнуть. Но, как известно, отдых –есть смена деятельности. Как всегда, будучи впереди планеты всей, Эраст Петрович мастерит с помощью гениального ученого –механика подводную субмарину и начинает поиски потонувшего галеона с золотом. Но отдых прерван инспектором Скотленд – Ярда. Довольно неохотно покинув место своего отдыха, Фандорин перипетиями судьбы оказывается втянут в очередное расследование, которое происходит ни много, ни мало – под водой, в подводном царстве –государстве. И правит им то ли гений, то ли сумасшедший, то ли маньяк, то ли миротворец, а для пущей важности – потомок аж самого Наполеона. (здесь автор очень ловко напоминает читателю про первую книгу «Фандорианы»). Очень же легко при этом свалить все на предка – мания власти, жажда владеть миром, гениальность правления, ну, типо, гены во всем виноваты. Но красивая картинка подводного мира, так сочно расписанная автором, меня как – то не впечатлила, все это очень уж фантастично, феерично и сказочно. Расследование особо не увлекло, а герои вообще показались картонными –и сам Наполеон, и чахоточная девочка, которая липнет то к одному, то к другому, никак не может определиться с кем же ей остаться, только Маса по - прежнему хитер, ловок и смел. Финал вообще не понятен, ощущение, что автор просто не знал, как закончить роман.
Общее впечатление от всей книги для меня спас второй роман сборника – «Парус одинокий». Вообще –это название утёса в Заволжской губернии, но у меня сложилось впечатление, что под парусом одиноким автор подразумевает самого Эраста Петровича, который часто влюблялся, но любил в своей жизни очень редко, так вот и остался в душе парусом одиноким. О страшной, жестокой гибели своей прошлой любви Ангелины Фандорин узнает из раздела уголовной хроники в российской газете. Воспоминания обжигают Фандорина, он не понимает, кому могла помешать игуменья монастыря. Вся его сытая, барская жизнь становится для Фандорина невыносимой, он буквально срывается с места и едет в Российскую глушь расследовать это жуткое преступление. Сюжет увлекает, мне, как плохому детективу, до последнего было не понятно, кто же «убивца», роман написан более правдиво и естественно, герои, даже не главные, сочные и интересные. Вообще, роман вызвал какое –то грустное, щемящее чувство о жадности человеческой, гнусности и мелочности, когда в человеке нет ничего святого, человеческого, а жажда денег превыше всего.
Третий опус в книге моему обсуждению просто не подлежит. Я не поняла – что это? Рассказ, зарисовка, сюжетик, попытка, прерванная на полуслове? Пусть Это останется на совести автора.
Только второй роман и «воспоминания о былом» Фандорине позволяют мне не ставить отрицательный вариант оценки. Впереди ждет последняя книга……..
#БК_2025 (3. Книга, которую вы начали, но так и не дочитали.)
Узнаваемая манера письма писателя сыграла, как мне показалось, и в плюс, и в минус этому роману. С одной стороны, обстоятельное, несколько старомодное письмо наделило его поразительной кинематографичностью нуарного жанра. Каждая сцена буквально рисовалась в воображении, непременно в черно-белом цвете: роковая красотка с лицом Хеди Ламарр, и главный герой в образе писателя Ремарка в шляпе. (У меня вообще стиль Молины прочно ассоциируется с «Триумфальной аркой»). С другой стороны, сложно себе представить шпионский триллер, написанный, скажем, Марселем Прустом. Необходимая шпионскому роману динамика буквально увязала в тексте, и оттого создавалось ощущение замедленного действия или даже стоп-кадра, как если бы герои этой книги в требующие молниеносных решений мгновения замирали в экзистенциальных раздумьях и созерцании момента.
Сам сюжет довольно интересен, и главному герою Дарману, бывшему участнику антифранкистского сопротивления, действительно придется впадать в рефлексию, обдумывая полученное им задание и свою в нем роль. Вернувшись в Мадрид через много лет, Дарман оказывается наедине с воспоминаниями и ощущением дежавю: прошлое как будто бы никуда не исчезало, а заново повторяет себя в практически идентичных событиях. Даже люди, которые давно превратились в призраки, словно материализовались с тем, чтобы заставить Дармана пережить заново все, что он усилием воли постарался изгнать из памяти.
Не могу сказать, что «Бельтенеброс» - потрясающий шедевр, Ночь времен мне понравилась намного больше. Но в целом неплохая книга для любителей историй про всяческого рода тайных агентов. По двум прочитанным книгам и одной заброшенной могу сложить уже, наверное, кое-какое представление об авторе. Мне нравится, как он пишет, но его стилю больше подходят глубокие серьезные темы. Уход в любовные драмы делает его похожим на Ремарка, и для меня это скорее минус - здесь я не имею в виду схожую атмосферу, мне просто уже не очень интересны трагедии с участием фатальных женщин и внешне невозмутимых мужчин. Но если кому как раз хочется Ремарка, то Молина вас однозначно порадует.
Расскажите нам о найденной ошибке, и мы сможем сделать наш сервис еще лучше.
Спасибо, что помогаете нам стать лучше! Ваше сообщение будет рассмотрено нашими специалистами в самое ближайшее время.