написал рецензию28 февраля 2025 4:51
Оценка книге:
7/10
Мятежные ангелыРобертсон Дэвис

Прочитав роман "Мятежные ангелы" и получив удовольствие от чтения, я, тем не менее, не сумел выделить для себя главную идею, которую можно было бы считать его стрежнем. Есть несколько отдельных утверждений, составляющих каркас произведения, но в моей голове они в единый ансамбль не связываются.

Пожалуй, самое очевидное утверждение заключается в важности сохранения собственной идентичности, доставшейся тебе от предков. Да и в более мелком масштабе это утверждение остаётся истинным. Мне очень понравилась цитата Парацельса, приведённая в книге: "Не будь другим, если можешь быть самим собой". При условии, конечно, что она подлинная. А то сейчас много цитат в стиле "Из обращения Ленина к рабочим Путиловского завода в Сысерти с трибуны мавзолея, 1934 год". Некоторые персонажи романа в определённые моменты хотели отбросить себя старого, заменив на кого-то нового, и быть другим, но это не работает. И наоборот, те персонажи, в чью голову и мысли не могло прийти предать самих себя, предстают наиболее привлекательными и живописными.

Также из романа можно сделать вывод, что зависть и злобность на долгой дистанции тебя погубят. Либо фигурально, либо вполне буквально, как, например, одного из действующих лиц, обнаруженного с вязальными спицами в мозгу. И зависть, и злобность в себе очень трудно контролировать, но всё же, если делать над собой волевое усилие, это возможно. А если такого усилия не делать, ты за это поплатишься. Один из героев книги своим примером показал, что это так. Зависть и гнев толкнули его на страшные вещи, сдёрнувшие разом, как выяснилось, тонкий слой респектабельности и интеллекта, и восстановление этого слоя было болезненным и не полным.

К сожалению, несмотря на то, что всё действие вращается вокруг университета и научных изысканий, в романе, на мой взгляд, их слишком мало. Лично мне во всей книге больше всего понравилась длинная сцена званого преподавательского обеда в университете, которая в диалогах наиболее полно рассказала о его внутренней жизни. Университетские преподаватели могут быть не самыми приятными людьми, и даже отталкивающими, но их профессиональная подготовка почти наверняка превращает их в интересных собеседников с широким кругозором. Я бы хотел большего акцента на жизни этого учебного заведения.

Не сумел я до конца понять роль одного из ключевых действующих лиц, а, может быть, и самого ключевого - гениального (наверное) философа-скептика, прожившего дикую и разнузданную романную жизнь. Как раз он в техническом смысле определил развязку "Мятежных ангелов", довольно самоуправную со стороны автора к тому же. Вероятно, этот персонаж символизирует мысль, что мощный разум без морально-этического отягощения бесплоден. В пользу такой версии говорит сюжетный ход, в котором книга всей жизни этого гения оказывается унылой и скучной писаниной.

Несмотря на то, что, скорее всего, я так и не сумел расшифровать в полной мере смыслы романа Робертсона Дэвиса, книга мне понравилась хотя бы тем, что написана легко, композиция её проста, а сюжет интересен.

И, запомним, alterius non sit qui suus esse potest!

МарьВанна (@natalya.s.alex)28 февраля 2025 11:17

Бог с ней, с идеей!))) тут фишка в атмосфере и тонкой (а порой, и толстой) иронии. Наслаждение от процесса и ауры происходящего. Обожаю эту интеллектуальную муть!

Ответить

Максим (@masyama)28 февраля 2025 15:29

@natalya.s.alex, согласен. Муть вполне привлекательно интеллектуальная. По крайней мере, половина имён, течений и аллюзий для меня тёмный лес)

Ответить
написал(а) рецензию28 февраля 2025 23:45

После прочтения Алый Первоцвет я поняла, что мои знания о Французской революции оставляют желать лучшего, и решила восполнить этот пробел. Книга Томаса Карлейля стала для меня отличным началом, хотя и не без своих сложностей.

Труд Карлейля — это монументальное произведение, в котором автор пытается подробно разобрать и осмыслить события Французской революции. Что делает его работу особенно интересной, так это относительная свежесть взгляда. Карлейль писал спустя 40 лет после революции — срок немалый, но многие свидетели тех событий были ещё живы. Это позволяет автору опираться не только на документы, но и на воспоминания современников, что добавляет тексту живости и эмоциональности.

Однако, как я позже обнаружила, сравнивая книгу Карлейля с более современными исследованиями, некоторые моменты в его изложении вызывают вопросы. Источники расходятся не только в деталях, вроде забавных анекдотов, которые, скорее всего, были приукрашены или выдуманы, но и в трактовке причинно-следственных связей. Это заставляет задуматься о том, насколько субъективен любой исторический труд.

Одним из самых интересных аспектов книги Карлейля стало его описание того, как революция пожирает саму себя. Автор показывает, как борьба с «изменниками» и «предателями» становится инструментом обогащения и укрепления власти. Кровавая машина революции, начав с уничтожения врагов, вскоре обращается против своих же создателей. Карлейль проводит параллели между событиями Французской революции и другими историческими периодами, напоминая, что смутное время всегда становится временем подъёма для тех, кто готов на жестокость и предательство.

Ещё один важный момент, который заставил меня задуматься, — это временная дистанция. Французская революция произошла чуть более 200 лет назад, что по меркам истории — всего лишь миг. Так что совсем не удивительно насколько актуальными остаются её уроки. Карлейль не просто рассказывает о прошлом, он заставляет задуматься о природе власти, насилия и цикличности событий, хоть и не в прямом проявлении.

Книга не лёгкая для восприятия, но по-своему интересная и даёт немало пищи для размышления.
#прогулкипоистории (Февраль)

Да, наша революция тоже сожрала своих детей

Ответить

Анна . (@jasa_anya)1 марта 2025 20:19

Вообще революция страшная вещь, если подумать. Люди, живущие в одной стране, как бы раздирают ее на части, у которых не получилось договорится мирно - губят сами же свою страну. Страшное дело(

Ответить
написала рецензию1 марта 2025 6:01
Оценка книге:
7/10
ВедьмаЖюль Мишле

Я уже читала кое-что об инквизиции, охоте на ведьм, преследовании колдовства и ереси церковью в средние века, и от книги Жюля Мишле ожидала прежде всего исторической реконструкции реальных событий, подкрепленных ссылками на достоверные источники. Вместо этого в первой ее части я обнаружила не лишенные приятности, но все же довольно общие и отвлеченные наблюдения о природе и происхождении феномена ведьмы.

Поначалу показавшееся поэтичным повествование оказалось на самом деле соединением некоторых произвольных фактов со слегка экзальтированными литературными образами и не всегда последовательными рассуждениями автора. Ориентироваться в этой смеси было непросто, как и улавливать логику фраз наподобие “Обвиняемый попадает на костер или должен обладать большой ловкостью, большим присутствием духа». Возможно, это косяк переводчика, но таких лексических несуразиц в этой книге чрезвычайно много, чтобы не обращать на них внимание.

Несмотря на своеобразие изложения, первая часть книги дает вполне четкое представление о характере быта, нравов, укладе жизни людей средневековья, которые практически вынуждали женщину становиться ведьмой. Жуткие времена, полные нравственного и физического насилия, бесправия и произвола - их Мишле описал вполне ярко, чтобы если не проникнуться симпатией к ведьме, то уж к несчастной женщине того времени совершенно точно. Сказки о людоедах и Синей бороде - это не продукт неудержимой фантазии людей, а переложение реальных историй о голоде и жестокости, от которых нет спасения.

Вторая часть книги посвящена нескольким нашумевшим церковным процессам над одержимыми бесами. Рассказ о них, к сожалению, Мишле ведет не одинаково хорошо. Некоторые факты автор преподносит так, словно о них уже велась неоднократно речь, хотя упоминает их впервые. Точно так же появляются новые персонажи без всякой связи с предыдущими событиями, и на их счет писатель не считает нужным дать никаких пояснений. Чтобы сообразить, что к чему, например, в деле Луи Гоффриди, приходилось регулярно гуглить. О помешательстве монахинь в Лудене я, к счастью, читала уже у Хаксли, так что тут было попроще. А вот история Екатерины Кадьер изложена писателем очень подробно и толково.

Несмотря на неровность повествования, «Ведьма», безусловно, наводит на множество философских размышлений о человеческой натуре, о жизни вообще, о значении просвещения, о нетождественности понятий религии и церкви.
«Ей стало глубоко жаль Бога, которого так оскорбляли».
По большому счету книга как раз об этом: об оскорблении Бога как идеи и об оскорблении его в человеке.

#прогулкипоистории (февраль)

Анна . (@jasa_anya)1 марта 2025 20:16

а подскажи, какая тут связь с Францией? события книги там происходят?

Ответить

@bedda1 марта 2025 22:41

@jasa_anya, да, вот эти описываемые автором судебные церковные процессы на самом деле происходили во Франции

Ответить

Анна . (@jasa_anya)2 марта 2025 7:30

@bedda, поняла, а то ни в рецензии ни в аннотации про это не увидела))

Ответить
написала рецензию1 марта 2025 20:03
Оценка книге:
10/10

Я редко ставлю десятки, но это однозначно именно тот случай. Сразу нужно оговорится, что это мое знакомство с автором и он сразу поразил меня, я однозначно вернусь к его творчеству. Кстати, фантастика не мой жанр, но тут это сделано так, что цепляет за душу.

Основная идея книги - прыжки во времени. Точнее даже не прыжки, а своего рода телепортация по средством медитации и возвращение в свою прошлую жизнь. Реинкарнация, говоря простыми языками. Более того, благодаря авторской методике (можно ли так сказать?) и героев имеется возможность общаться со своими давно умершим "я" и более того - есть возможность менять ход истории или даже оставить пророчество на многие века вперед. Не знаю, есть ли другие книги с такой концепцией, но мне они не попадались. Концовка незначительно подпортила впечатление - антагонист оказался каким - то... с манией величия из типичных историй про благо на земле, достигаемого огромной ценой. Этакий Танос в миниатюре (кто смотрел "Мстители", тот поймет).

Что мне понравилось еще: так называемые "мнимы". Сюжетно они не нужны вообще и никак на влияют ни повествование, но придают книги свой уникальный шарм. Суть в них весьма проста и в тоже время гениальна - это небольшие исторические справки разных временных лет, которые как бы погружают читателя в определенную эпоху или правление царя / императора. Вопрос в том, зачем они нужны. Тут важно отметить следующее: Вербер феерично вплел свою книгу в истерический контекст. Большинство событий прошлого крутятся вокруг ордена тамплиеров, с использованием имен и конкретных дат. Также наше время - есть отсылка даже к коронавирусу и глобальному потеплению, а если вернутся к литературе, то даже приводится цитата из цикла "Проклятые короли" Морис Дрюон , который я так давно хочу начать. Благодаря такому приему создается иллюзия максимальной реалистичности и погружения в читаемые события.

Что касается героев, то они прям запали мне в душу опять же своей реалистичностью. Автор прекрасно прописал их человечность с ее гаммой эмоций, ошибок, желаний, стремлений. По мере чтения у меня возникала то антипатия, то симпатия, то доверие к герою, то подозрение в его искренности.

Кроме всего вышеозвученного после чтения невольно задумываешься о том, как все гармонично устроено природой в нашем мире. Каждая букашка имеет свое значение, влияющие на другую букашку, а то в свою очередь на третью. Убрав любую букашку мы невольно сломаем природный баланс, что может привести в катастрофе. Человек - тот, кто обуздал силы природы и животный мир - далеко не всегда думает о том, как хрупок этот мир и как легко нарушить баланс, создаваемый природой веками. Глубинная мысль, рассуждать о которой можно очень долго.

#библиополия (Страна - автор родился/жил/умер во Франции + Жанр - фантастика)
#выполняю_обещание (п.11 6/21)

О! Десятка, для тебя это редкость!

Ответить

Анна . (@jasa_anya)2 марта 2025 7:31

@Bookworm1984, ну там лимитированные места в год)) их не более трех)

Ответить
написала рецензию27 февраля 2025 11:22
Оценка книге:
8/10

Если коротко, то имеем сборник размышлений о смысле и роли искусства. Рёскин исследует связь искусства с религией и нравственностью, утверждая, что подлинное искусство должно отражать духовные ценности и возвышать душу. Он также анализирует основные элементы искусства - линию, цвет и свет, объясняя их значение в создании выразительных произведений.

По мнению Джона Рёскина, великое искусство рождается из глубокой религиозности и духовных убеждений. Он видел в искусстве не просто украшение жизни, но отражение высших истин и стремлений человеческой души. Великие мастера создавали свои шедевры, вдохновляясь внутренней верой и стремлением к духовному совершенству. Более того, искусство было мощным средством воспитания. Он считал, что оно должно отражать моральные ценности и поднимать душу зрителя. Художник, по мнению Рёскина, несёт ответственность перед обществом, так как его творчество формирует представление о добре и зле, красоте и гармонии.
И как следствие, искусство должно быть не только красивым, но и функциональным. Оно должно служить обществу, принося не только эстетическое наслаждение, но и пользу. Настоящее искусство - это не роскошь, а необходимость, способная вдохновлять, обучать и объединять людей.

Плюсы:
Книга глубоко анализирует искусство, заставляет задуматься о его духовной стороне.

Минусы:
Много лишних рассуждений, повторов и морализаторства. Чтение местами утомительное.

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт