написала рецензию1 июля 2025 15:50
Оценка книге:
9/10

«Ни одна нация не сравнится с японцами в умении маскировать платный секс за другими услугами в обход и без того уклончивых и не действующих на практике законов против проституции..»

Если бы не Ира @irina-green и ее #новый_мир_знаний (22), вряд ли бы я взялась за такую книгу. Выбрала из предложенного в теме наименее кровожадное и более любопытное для себя. Потому что это Япония. Мне казалось, что даже «фарш» в японском антураже окажется более интеллигентным и утонченным. В этом мои ожидания оправдались. Но я никак не ожидала такого погружения, таких подробностей и масштаба книги, далеко выходящей за рамки документальной криминалистики.

К своему удовольствию я очень много почерпнула из истории и обычаев Японии. Ранее мои познания ограничивались журналистско-дипломатическим романом Сакура и дуб и любимым фильмом по книге Мемуары гейши . Современные японские писатели тоже всегда завораживали и слегка ужасали, но последняя прочитанная, как будто вымышленная история 1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре. Книга 1. Апрель-июнь вдруг всколыхнулась в памяти осознанием- японские авторы ничего не выдумывают. В этой загадочной стране действительно могут происходить мистические ужасы и очень тонкие преступления.

Мистика уже хотя бы в том, что трагедия, ставшая основой сюжета, произошла ровно сегодня, 1 июля, 25 лет назад.

Экзотическая для Токио блондинка из Великобритании прилетела с подругой на «заработки». Они работали хостес в квартале красных фонарей. Особая культура «просто поболтать» с клиентом в Японии мало кому понятна, удивительна, напоминает гейш и, на первый взгляд, почти совсем безобидна.

Город был для двух британок чужд, странен и тем интересен. Как потом несколько сотен страниц описывают подробности культуры и быта японского мегаполиса, кажущаяся современность и безопасность столицы островного государства, интеллигентность и внешняя уравновешенность, расслабляют иностранцев до невообразимых пределов. Девушки в этом мире красивых огней и технологий, комфорта и благосостояния, рассчитывают только на лучшее и теряют бдительность, с которой бы они относились ко многим явлениям даже у себя дома.

Много уделено внимания японской полиции и судебной системе: милейшие полицейские отлично справляются с тем, чтобы перевести бабушку через дорогу, но не имеют опыта в настоящих ужасах и преступлениях.
А статистика мировой психиатрии меж тем не делает географических исключений – психопаты рождаются с определенной частотой в любом уголке мира. При этом внешнем благополучии, описаны вполне привычные (и чуть ли не официально признанные и постоянно действующие) для Японии секты, мафия, увеселительные кварталы с наркотиками и проститутками. Всё это имеет классовое деление и доступность для клиентов разного уровня. Порнография и та с национальным колоритом – манга у них, видите ли, «специализированные» есть.

Расследование длится годами и за это время подробнейше вскрывает разные точки зрения и нюансы происходящего, часто не законного, но спокойно функционирующего повседневного японского «быта». Даже отношение к девушкам - хостес из Европы преподносится в нескольких ракурсах. То девушки всего лишь разговаривают с клиентами и не сильно отличаются от обычных официанток. То, когда описываются детали этого своеобразного бизнеса и возможность дополнительного вытягивания денег из клиентов, чаевых, премирования в самом заведении, становится понятно, что грань с торговлей телом, а то и душой, растворяется в мутной темноте.

Преступник слишком не прост. И это тоже так по-японски. Он очень умен (приводится его IQ - 200), богат, свободен и психически травмирован. Он смешанного происхождения, частично кореец. И тут нам приводится ещё одна страшная страница японской истории: совершенно фашистское притеснение корейцев. Автор оговаривается, правда, что не все притесненные становятся маньяками. И не каждое тяжелое детство превращает человека в извращенца. Но в то же время подробно описывает все события из истории семьи маньяка, которые могли способствовать бурному и беспрепятственному развитию психопатии.

Расследование, длящееся 7 лет, и приговор тоже не однозначны. Возможно, все значение трагедии и громких судебных разбирательств как раз и состояло в привлечении внимания к тому, о чем многие по разным причинам не хотели говорить.

Шокирует и заставляет задуматься. «Развидеть» невозможно.

«Японцы настолько другие, что вряд ли нам вообще удастся их понять..»

#прогулкипоистории (июнь)

написала рецензию2 июля 2025 11:12

Я помню, как в классе 4-ом нам на лето предложили прочитать «Легенды и мифы Древней Греции». И я почему-то еще тогда поняла, что не вытяну объема и такого сложного исторического контекста. Прошло время, лет так 16 получается. У меня все еще висит труд Николая Куна в «хотелках», но ощущение сложности данной работы меня все еще не покидает. И даже один миф дается с большим трудом. А читала я «Похищение Персефоны Аидом».

Персефона – дочь богини плодородия Деметры и громовержца Зевса. Юная красавица стала целью брата Зевса Аида. Владыка царства мертвых захотел взять ее в жены. Аид выкрал ее, чем навсегда опечалил любящую мать Деметру. Безутешная родительница отреклась от статуса богини и предстала обычной смертной. Устроилась на работу служанкой в простую семью, дабы забыться от своего горя. Этим самым она привнесла в мир голод и неурожай. Чтобы исправить трагичную ситуацию, Зевс послал вестницу богов Приду к Деметре. И заключили Зевс с Деметрой договор о своей дочери Персефоне, чтобы она жила часть года с родителями, а другую часть с мужем своим Аидом.

Интересное объяснение такого природного явления, как смена времен года отразил этот миф. Повторюсь, что тема миф и легенд меня не особо интересует, поэтому факт трактовки естественных природных процессов для меня удивителен. Теперь невольно буду задумываться, что там происходит и богов и богинь, когда у нас наступает зима)

Еще меня безумно тронула любовь матери к своему ребенку. Как без сожалений Деметра отказалась от своих способностей богини, потеряв дочь. Все же материнская любовь – самая крепкая, бескорыстная и безграничная.

#малолит (5. Миф)

написала рецензию2 июля 2025 12:41
Синяя бородаШарль Перро

Как жаль, что сказки взрослеют вместе с нами. В детстве все кажется иным, добро - это добро, зло - это зло, без полутонов. И уж тем более не видишь скрытого смысла.

Возьмем, например, сказку "Синяя борода". В детстве она казалась просто страшной. Жестокий непонятный мужчина, запретная комната, кровь, ключ, который нельзя отмыть, и чудесное спасение в последнюю минуту. Всё по закону жанра - страшно, но с хэппи-эндом.

А теперь читаешь и видишь совсем другое.
Синяя Борода, конечно, мужик жутковатый и странноватый. Но он все честно про себя рассказал, да и замуж насильно не тянул. Причем предложил весьма комфортную жизнь. Она согласилась. А потом полезла туда, куда её настоятельно просили не лезть. Но ведь нет. Любопытство, сгубило не только кошку. Полезла. Нашла. Раскрыла.

Когда смотришь на сказку взрослыми глазами, понимаешь, что здесь всё не так однозначно. Да, он был чудовищем, но и она далеко не бедная овечка. Особенно интересно то, как всё обернулось в финале. Быстро и очень удобно.

Эту сказку точно стоит прочитать во взрослом возрасте. Потому что с годами тут видишь совсем другие акценты. Не про странного бородача, кровь и замки, а про людей, их выбор, личные границы и последствия их поступков. Причем кое-что из этого подано с такой долей цинизма, что становится даже неловко за то, что в детстве слушала и читала это.

И знаете меня не покидает мысль, что может, это вообще сказка о том, что слишком большое любопытство - штука не только опасная, но иногда ещё выгодная?

#малолит 6) сказка

Эта сказка одна из любимых у психологов) причем все её с детства знают, но ведут себя именно как женщина той самой Бороды))

Ответить

Катя (@katzhol)2 июля 2025 14:49

@natalya.s.alex, да, эта сказка, как лакмусовая бумажка показывает, как сильно нас тянет к запретному, начиная с Адама и Евы и по сей день. Видимо, человеческая природа не меняется со временем.

Ответить
написал рецензию30 июня 2025 14:33
Оценка книге:
7/10
Аллан КвотермейнГенри Хаггард

«Аллан Квотермейн» – заключительный роман самого популярного цикла Генри Райдера Хаггарда о знаменитом охотнике, которого африканцы прозвали Макумазаном (человеком, который никогда не спит). Это произведение было написано сразу после наиболее известной книги английского автора – «Копи царя Соломона».

Думаю, все любители жанра смотрели хотя бы одну из многочисленных экранизаций «Копей…» (можно вспомнить, например, мою самую любимую – 1986 года – с Ричардом Чемберленом и Шэрон Стоун в главных ролях), а вот фильмов, снятых по не менее увлекательному сюжету следующего романа Хаггарда, мне не попадалось.

О чем книга?

Перед нами приключенческая история об опасном путешествии в затерянные земли Африки. Главный герой, Аллан Квотермейн, – опытный охотник и путешественник, который вместе со старыми друзьями, знакомыми читателю еще по «Копям…», – сэром Генри Куртисом и капитаном Гудом, намеревается отыскать в центральной Африке таинственную страну белых людей. Их путь лежит через опасные земли, населенные враждебными племенами масаев, а впереди ждут невероятные открытия, смертельные испытания и та самая загадочная страна. Соскучиться не удастся!

Достоинства книги

Я бы отметил, что сюжет романа довольно динамичен – автор постоянно держит читателя в напряжении, от первой и до последней страницы. Для меня в приключенческой литературе очень важна динамика, ведь мы, наверное, для того и обращаемся к авантюрным произведениям, чтобы сбежать от повседневности в экзотические миры, где героизм и отвага не оставляют места для скуки и уныния.

Отдельно хочется написать несколько слов про главное действующее лицо не только этого романа, но и целого цикла из 18 книг – Аллана Квотермейна. На мой взгляд, он является одним из наиболее обаятельных персонажей приключенческих книг – ироничным, чрезвычайно скромным, самокритичным и очень добрым человеком, при этом верным и преданным другом для своих товарищей. Квотермейн привечает не только европейцев, но и африканских туземцев. Относится к последним, если не как к равным, то как любящий отец к своим порой неразумным детям.

А еще мне запомнился пусть и незначительный, но очень любопытный факт об этом герое. Именно в честь него советский фантаст Иван Ефремов назвал своего сына, родившегося в 1936 году, Аланом. Да и Генри Миллер в автобиографической работе «Книги в моей жизни» отмечал влияние хаггардовского охотника на собственное творчество – Квотермейн буквально очаровывал американского писателя.

Я привожу эти факты для того, чтобы сказать, ни в коем случае не воспринимайте весь цикл и, в частности, обсуждаемый роман, как сугубо жанровые и чуть ли не детские произведения. Хаггард – большой автор, сумевший создать одного из самых живых, ярких и запоминающихся героев мировой литературы, чье влияние, на мой взгляд, еще недостаточно изучено и оценено по достоинству.

Но вернемся к достоинствам романа «Аллан Квотремейн». Книга буквально пропитана приключенческой атмосферой. Она погружает читателя в мир неизведанной Африки XIX века с её экзотикой, опасностями и тайнами, а на закуску мы получаем самый настоящий «затерянный мир» с элементами антиутопии.

Не хочется лишний раз раскрывать сюжет, чтобы оставить место для собственных и своевременных впечатлений, но отмечу, что социальная подоплека неведомого королевства представлена Хаггардом не менее увлекательно, чем сами приключения.

Кроме того, несмотря на специфику жанра, автор, как всегда, умело вплетает в сюжет интересные рассуждения героев о жизни, смерти, дружбе и судьбе. И, честное слово, здесь будет чему поучиться!

Вывод

«Аллан Квотермейн» – безусловная классика приключенческой литературы, которая не теряет своей притягательности даже спустя более века после публикации. Если вы любите захватывающие истории о путешествиях, опасностях и загадках, то эта книга точно придётся вам по душе.

Если же вы недавно прочти «Копи царя Соломона» – обязательно возьмитесь за «Аллана Квотермейна». А я продолжу читать весь цикл и делиться своими впечатлениями, но теперь, пожалуй, начну с самого начала.

А в цикле много книг?

Ответить

Спасибо, не думала, что так много.

Ответить
написала рецензию3 июля 2025 15:01

Даже предположить не могла, что мне так тяжело дастся эта книга. Тяжело в разных смыслах. Автор – известный юрист, правозащитник, общественный деятель. Он посвятил свою жизнь борьбе со смертной казнью, несправедливо вынесенными приговорами, случаями, когда наказание несоизмеримо проступку и т.п. Я кстати до чтения этой книги не знала насколько распространено последнее явление в США. Т.е. случаи, когда подросткам, дают пожизненный срок без права на УДО не редкость. При этом правоохранительная система очень неохотно, мягко выражаясь, признает свои ошибки. Когда читаешь, через что автору и его коллегам приходилось проходить, такое ощущение, что люди просто головой пытаются пробить стену. Даже мне, читателю, иногда от бессилия и осознания, что с вопиющей несправедливостью ничего нельзя сделать, хотелось иногда завыть. В такой ситуации вроде понятно, что автору накипело и хочется высказаться, но книга могла быть и покороче. В ней реально каждый шажок описан, столько мелочей, деталей, которые можно было бы и опустить. Верю и так, что тяжело. Плюс по структуре не очень удобно. Центральное место отведено делу Уолтера Макмиллиана, просто откровенно, бессовестно сфабрикованному, когда человека обвинили в убийстве и вынесли ему смертный приговор на основании показаний подставных свидетелей. От истории Уолтера автор периодически отвлекается и рассказывает о других своих подопечных, чтобы потом опять вернуться к главному герою. Меня эта своеобразная «матрешка», честно говоря, раздражала. Плюс я не могу согласиться с некоторыми моральными и этическими установками автора. «Любой человек, больше проступка, который он совершил». Серьезно, блин? Убийцы, на счету которых десятки жертв, насильники, педофилы тоже? Хорошо так рассуждать, когда пишешь о несправедливых приговорах, слишком суровых приговорах детям, психически больным людям и т.п. Но я как любитель тру крайма прекрасно знаю, что ошибки совершаются и в другую сторону тоже. Какого-нибудь урода выпустят раньше срока за хорошее поведение, не обеспечат должный контроль, а он за старое берется. С этим что делать? Видимо, проявлять милосердие. Еще один постулат автора: милосердие нужно проявлять к тем, кто меньше всего этого заслуживает. Ага, счас. С такими установками получился бы идеальный священник. Там еще описана ситуация, когда у подопечной, бывшей наркоманки, у которой уже было 8 детей, 9 ребенок то ли родился мертвым, то ли она его убила. Труп прикопала в саду. Бдительная соседка сообщила, куда надо, что вот ходила беременная, а сейчас ни живота, ни младенца. Автором это подано так: вот эта соседка, везде нос сует, до всего ей есть дело. А что надо было промолчать? Раз ребенок родился мертвым, какая разница, где и как его закапывать, так что ли? Врачи говорят, что наркоманы - очень хитрые люди и врут как дышат. Я не удивлюсь, если автору, доброму дураку с открытым сердцем, в данном случае повесили лапшу на уши.
Видимо, я оказалась недостаточно добра и отзывчива, чтобы по достоинству оценить эту книгу и разделить позицию автора. Не во всем с ним согласна, но с уважением отношусь к его труду, к тому, что он не опускает руки. Надо бороться с несовершенством системы. Вода камень точит.
#БК_2025 (Книга от автора, который известен своей профессией вне литературы.)

Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт